Антиблокировочная система (АБС) состоит из датчиков угловой скорости вращения колес, модуляторов тормозного давления, электромагнитного клапана отключения вспомогательной тормозной системы, электронного блока управления, реле, блока предохранителей, соединительных кабелей, диагностической лампы и клавиши диагностики.
Датчики угловой скорости индуктивного типа, установленные в колесах передней оси и заднего моста, состоят из зубчатого ротора напрессованного на ступицу, и датчика, установленного в поворотном кулаке передней оси или на кронштейне заднего моста (см. Рисунок 164 — Установка датчиков АБС).

Рисунок 164 — Установка датчиков АБС
При вращении колеса в обмотке датчика наводится переменная ЭДС, создающая переменное напряжение, частота которого пропорциональна частоте вращения колеса. Полученный сигнал по кабелям передается в блок управления. Для нормальной работы датчика зазор между ротором и датчиком не должен превышать 1,3 мм.
Электронный блок управления вместе с кожухом, предназначенным для защиты блока от влаги и механических повреждений, крепится в правом нижнем углу кронштейна реле и предохранителей, за креслом водителя. Блок служит для обработки сигналов, поступающих с датчиков угловой скорости, выдачи управляющих сигналов на модуляторы, электромагнитный клапан отключения вспомогательной тормозной системы и диагностическую лампу, а также для диагностики элементов системы.
Модуляторы тормозного давления (см. Рисунок 165 — Функциональная схема АБС автобуса), установленные в тормозных магистралях передних и задних колес на каркасе основания шасси перед тормозными камерами, представляют собой электропневматические регулировочные клапаны, обеспечивающие точное, ступенчатое регулирование давления в тормозных камерах в процессе торможения в зависимости от регулирующих сигналов электронного блока управления.

Рисунок 165 — Функциональная схема АБС автобуса
1 — датчики угловой
скорости колес; 2 — тормозные камеры типа 24; 3 — модуляторы; 4 — тормозные
камеры типа 30/24; 5 — блок управления; 6 — тормозной кран; 7 — ресивер контура
I; 8 — ресиверы контура II; 9 — диагностическая лампа; 10 — электромагнитный
клапан
Модуляторы выполняют следующие функции:
- повышение давления в тормозных камерах, при увеличении угловой скорости;
- поддержание давления в тормозных камерах;
- понижение давления в тормозных камерах, при блокировании колес.
Когда АБС не вступает в работу, сжатый воздух свободно проходит через модулятор.
Электромагнитный клапан отключения вспомогательной тормозной системы установлен на второй поперечине и включен в магистраль вспомогательной тормозной системы и при торможении служит для ее отключения в случае блокирования колес.
Блок предохранителей, установленный под откидной панелью, служит для защиты электроуправляемых элементов АБС. Диагностические лампы с символами «ABS», сигнализирующие об исправности (неисправности АБС), и клавиша диагностики АБС, расположенная на панели выключателей в кабине водителя, служит для активизации режима диагностики АБС. Клавиша не фиксированная, т. е. после нажатия ее следует удерживать определенное время, в зависимости от требуемого режима.
Внимание. Если клавиша находится в нажатом положении более 16 с, то система фиксирует неисправность — обрыв провода клавиши диагностики.
Расположение элементов АБС на автобусе показано на Рисунке 165 — Функциональная схема АБС автобуса.
Принципиальные схемы подключения АБС приведены на Рисунке 167 — Принципиальная схема подключения АБС ф. «Wabco...» и НП РУП «ЭКРАН» и Рисунке 166 — Принципиальная схема подключения АБС ф. «Knorr-Bremse».

Рисунок 166 — Принципиальная схема подключения АБС ф.
«Knorr-Bremse»

Рисунок 167 — Принципиальная схема подключения АБС ф.
«Wabco...» и НП РУП «ЭКРАН»






